Степень словесности – это степень человечности

IMG_9479

На базе Веневской средней школы №2 состоялось первое в новом учебном году  заседание педагогов  словесников. На встрече присутствовали помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации иерей Георгий Белькинд, учителя русского языка и литературы городских школ, а так же методист УДОВ «Веневский ИМЦ» Кузнецова Антонина Александровна.

Заседание открыл священник Георгий Белькинд, предложивший прослушать фрагмент аудиокниги Петра Вайля «Стихи про меня» (2006 г.). Вниманию присутствующих была представлена глава «фантомная боль», в которой автор книги  читает и комментирует стихотворение Максимилиана Волошина «Мир» (23 ноября 1917 г.).

После прослушивания отец Георгий попросил обратить особое внимание и обсудить следующее утверждение Петра Вайля: «Есть в медицине такое понятие — фантомная боль. Человеку отрезали ногу, а ему еще долго кажется, что болит коленка, которой давно нет. Нравственность Толстого, Достоевского, Волошина — наша фантомная боль».

По мнению отца Георгия, Петр Вайль обсуждает культуру и выражает свою мысль о том, что у русского народа есть великое достояние, великое сокровище – русская словесность. Но наши современники к содержанию этой традиции не причастны, мы отделены от нее. У современного человека, а особенно у молодого поколения, полностью отсутствует переживание которое «создало» шедевры русской словесности.

В ходе дискуссии взгляды на данную проблему разделились. Так, Людмила Николаевна Никитина учитель русского языка и литературы Веневской средней школы №2 не согласилась с данным утверждением и высказала мнение, что русская классика задевает душу ребенка, и некоторые ученики способны  воспринимать эти уроки нравственности.

Однако большинство учителей, анализируя свою работу с детьми и приводя примеры из своей практики, согласились с тем, что у современного общества есть определенная шаблонность в выражении своих  мыслей, и большинство из них пришли к выводу, что культурная традиция оборвана.

Ася Никитична Серопегина, учитель русского языка и литературы высказала свое мнение: «Современные дети или не умеют выражать свои мысли, или же у них отсутствует искренность, и ребята, взяв информацию из интернета, готовятся к уроку ради оценки. То есть у всех них получается какой-то один трафарет для выражения мыслей. Поэтому на уроках очень трудно дойти до души человека».

По мнению Антонины Александровны Кузнецовой, эффект «фантомной боли» у современного поколения зависит от среды обитания ребенка, так как на него огромное влияние оказывает семья, друзья, средства массовой информации.

Отец Георгий высказал свое пожелание о целях и задачах работы клуба православных педагогов: «Посреди окружающего нас цинизма есть определенное сословие учителей – учителя русского языка и литературы. Они в какой-то мере являются носителями традиции русской словесности. Перед ними стоит профессиональная задача – донести до человека эти традиции. И здесь возникает очень профессиональный, очень нравственный и очень не  простой вопрос, как это сделать? Мне кажется, что это важно обсудить и в этом направлении необходимо идти».

В заключение встречи отец Георгий предложил к рассмотрению план работы клуба православных педагогов на учебный год. Батюшка предложил особое внимание уделить темам самоопределения, воспитания и словесности.

«Словесность, — говорит отец Георгий, — это ключевая область, в которой реализуется православное педагогическое самоопределение. Точка, в которой сходится вера и профессия учителя — это словесность человека. Наращивание словесности — это единственный ответ который мы не только  можем дать улице, телевизору, интернету, а это единственный ответ который вообще существует. Потому что в любой ситуации степень словесности – это степень человечности».

Александр Зимин,

фото автора

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>