Твое спасительное слово.

DSC03442

В рамках проведения XII Областных Рождественских образовательных чтений в Веневском образовательном центре № 2 состоялся урок словесности на тему «Добро и зло в произведениях литературы».

Данное мероприятие было организовано по инициативе преподавателя русского языка и литературы Людмилы Николаевны Юркевич и помощника благочинного по религиозному образованию и катехизации иерея Георгия Белькинда, при участии учащихся десятого класса ВОЦ № 2.

Урок словесности иерей Георгий начал стихами известного русского писателя и поэта ХХ века Варлама Шаламова. В его стихотворении «Поэту» есть пронзительные строки:

Вот потому-то средь притворства

И растлевающего зла

И сердце все еще не черство,

И кровь моя еще тепла.

«Это свидетельство человека пятнадцать лет, проведшего в лагерях на Колыме. Всю свою жизнь он посвятил «правде», которую увидел и пережил в лагерях. В своих воспоминаниях Варлам Шаламов пишет о зле, которое растлевает человека, а затем начинает убивать. У Федора Михайловича Достоевского это растление называется – разврат. Вспомним пророческий роман» Бесы» и его главного героя Петра Верховенского, провозглашающего «…Мы пустим неслыханный разврат, мы всякого гения потушим в младенчестве…Мы провозгласим разрушение…. Мы пустим пожары…» Сначала разврат, а потом уж кровушка. Почему именно в таком порядке?» — поинтересовался у старшеклассников иерей Георгий.

«У каждого человека есть совесть о только потеряв ее, он лишается всяких моральных устоев и может творить беззаконие. Чтобы дать дорогу злу, человек переступает через себя. Зло поглощает человека и разрушает его. Поэтому в романе «Бесы» провозглашается сначала разврат, а потом уж кровушка» — поделилась своим видением проблемы Анна Захарян, учащаяся десятого класса.

Дмитрий Сергеевич Лихачев категорично заявлял: «Русская литература — совесть русского народа».

Далее иерей Георгий рассказал присутствующим об академике, профессоре, известном филологе и искусствоведе Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Будучи студентом, он был арестован и отправлен в исправительный лагерь. Несколько лет он провел в Соловецком лагере особого назначения. Лихачев вспоминал, что все беды лагерной жизни только закалили его характер: «Никакие страдания не должны быть причиной отказа человека от своих нравственных и духовных принципов».

Иерей Георгий зачитал небольшой отрывок из воспоминаний Дмитрия Лихачева, где от пишет о чтении произведений русской классики с друзьями, работая на коровнике. «Чтение развивает в человеке понимание жизни. Делает вас мудрым».

«Как мысли Дмитрия Лихачева переплетаются со стихами Варлама Шаламова: «Где строчка каждая – основа, Опора жизни и мечты» — продолжил сопоставлять произведения авторов иерей Георгий.

Преподаватель словесности Людмила Николаевна Юркевич: выразила свое мнение: «Сегодня урок начался стихотворением Варлама Шаламова, продолжили романом Федора Достоевского, закончили трудами Дмитрия Лихачева. А тема вечная – добро и зло. Очень интересно и увлекательно построил урок иерей Георгий. Десятиклассники узнали много нового и полезного».

«Рассуждая на уроке о совести, о добре и зле в произведениях авторов, о которых мы сегодня говорили, приходишь к выводу, как мало знаешь. Появляется желание прочитать эти произведения и еще раз встретиться с иереем Георгием и обсудить» — Анна Захарян, десятиклассница.

«Путь добра — самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку, и всему обществу в целом» — так считал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Мы с ним согласны.

Автор Римма Баринова.

Фото автора.

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>